Экономические предпосылки становления маркетинга

Раздел: Теория экономики
12-10-2020

Опыт развитых стран убедительно доказывает, что основной формой экономической жизнедеятельности предприятий в условиях рыночной экономики является маркетинг. В переводе с английского маркетинг означает "делать рынок". В отличие от рынка как системы отношений, связанных с реализацией общественного продукта, маркетинг представляет собой определенную форму деятельности предприятия в рыночном секторе экономики.

Данная форма деятельности стала характерной для развитых стран на рубеже ХIХ-ХХ вв. До этого, а именно в условиях капитализма свободной конкуренции, классическим был стихийный рынок. Товаропроизводители были бессильны перед ним, они не могли на него каким-то образом влиять или регулировать его. Стихийный рынок - это много продавцов и покупателей, неизвестны размеры спроса и предложения, свободное колебание цен, свободный перелив капиталов.

Доли отдельных товаропроизводителей в общем объеме продаж на рынке были очень малы, поэтому никто из них не мог существенно влиять на уровень цен, предусматривать их динамику. В этих условиях существовала главным образом ценовая конкуренция: победить конкурента можно было лишь путем опережения снижения цен.

В период свободной конкуренции на рынке длительное время существовал "средний" стандарт определенного товара, потребительная стоимость которого изменялась относительно медленно, потому что научно-технический прогресс также был медленным, производительные силы развивались не очень быстро. В этих условиях ценовая конкуренция, снижение цен за счет уменьшения издержек производства были главными в борьбе за место на рынке.

В XIX в. снижение затрат достигалось преимущественно экстенсивно за счет расширения объемов производства товаров, при этом крупные предприятия как экономичные побеждали мелкие.

Ситуация меняется при переходе к монополистического капитализма. Как известно, ценовая конкуренция неизбежно обусловливает концентрацию и централизацию капитала, что в конце концов порождает монополию. Последняя, поскольку она господствует, может активно вмешиваться в рыночные отношения: удерживать определенное время монопольные цены, регулировать производство и таким образом влиять на спрос и предложение подобное. Однако одновременно с появлением монополий появляются и антимонопольные законы. Это приводит к возникновению олигополии: на рынке появляются несколько продавцов со значительным удельным весом продажи определенных товаров. Современное развитое капиталистическую экономику можно характеризовать именно как олигополистическую.

Олигополия создает благоприятные условия для активного вмешательства предпринимателей в рыночные отношения: становится возможным определить объем спроса и предложения, предвидеть тенденции динамики цен и возможные действия конкурентов.



Добавить комментарий к публикации "Экономические предпосылки становления маркетинга":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Цели экономической политики
 Экономика коррупции
 Нужна ли нам экономика?
 Снижение экономической активности
 Кейнсианство