Экономические предпосылки становления маркетинга

Раздел: Теория экономики
13-02-2021

В этих условиях ценовая конкуренция становится неэффективной, так как на хорошо информированному рынке предприятие - инициатор снижения цен, как правило, не успевает расширить объем производства, если и другие продавцы также снижают цены. На первый план вместо ценовой конкуренции выдвигается конкуренция за потребителя товаров. Чтобы заинтересовать потребителя, необходимо гибко и оперативно реагировать на его потребности, улучшать сервис, повышать качество товара, оказывать другие услуги. Потребителя все больше интересует не столько цена, сколько качество товара, его послепродажная эксплуатация и обслуживание.

Таким образом, важной экономической предпосылкой активного вмешательства предпринимателя в рыночные отношения стала олигополия. Вторым, не менее важным фактором возникновения маркетинговой деятельности являются быстрые темпы научно-технического прогресса. Современный НТП, с одной стороны, обеспечивает огромную разнородность товаров, а с другой - исключительно высокие темпы их обновления. Например, на рынке ЭВМ появление новой модели ведет к тому, что уже через 18 месяцев конкуренты предлагают аналогичную, а через 36 месяцев эта модель заменяется принципиально новой, более совершенной.

НТП переносит борьбу за потребителя с рынка в сферу научных исследований, которые сосредоточиваются на изучении потребностей потребителей, постоянно меняются под влиянием быстрого развития производительных сил, на разработке и изготовлении новых товаров, услуг, которые привлекали бы потребителя.

Третьей важной предпосылкой маркетинговой деятельности становится развитие транспорта, связи, средств научно-технической информации. Благодаря этому фактору стало возможным оперативно реагировать на изменения потребностей и колебания рыночной конъюнктуры.

И последнее: ускорение внедрения маркетинга было обусловлено экономическими кризисами перепроизводства. В частности решающим толчком стал глубокий кризис 1929-1933 гг, которая заставила искать новые, эффективные формы жизнедеятельности капитала. Кризис "перепроизводства" товаров и поиск путей выхода из него привели к замене приоритета "рынка производителя" приоритетом "рынка потребителя". Произошла глубокая привязка производства к потребителю. В этом как раз и заключается главная суть маркетинга.

В экономической литературе даются различные определения маркетинга. По словарю деловых терминов института Гамильтона (США), маркетинг - это экономическая деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.



Добавить комментарий к публикации "В этих условиях ценовая конкуренция становится":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Совместное предпринимательство
 Механизмы построения новой экономики
 Торговые отношения при феодализме
 Торговое место при ЕНВД. Торговое площадь при ЕНВД.
 Виды теневой экономики